"Особенности речевого развития детей 2–3
лет"
До двух лет у
большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или
пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши
начинают говорить. Резко возрастает активный словарь ребенка: к концу второго
года жизни это около 300 слов, а в трехлетнем возрасте до1500 слов. В этот
период появляются в речи малыша предложения, правда, слова в них еще
грамматически не связаны между собой. Конечно, каждый ребенок индивидуален, и
речь у всех развивается своими темпами. Дети любят подражать, и это качество
можно использовать в обучении. Например, имитация голосов животных – это не
только веселая игра, но и полезное упражнения для развития речи.
После двух лет у
ребенка все более совершенствуется произношение, но все же оно еще сильно
отличается от произношения взрослых. Многие звуки произносятся смягченно,
отдельные звуки в словах то заменяются другими, то переставляются или совсем
опускаются. Многие дети в этом возрасте еще не могут правильно произносить
шипящие, свистящие звуки и звук Р. Это происходит в силу того, что дети еще не
очень хорошо воспринимают на слух звуковые различия. Поэтому уделяйте больше
внимания развитию слухового внимания, речевого дыхания, голоса малыша.
С каждым днем
растет интерес ребенка к окружающему его миру. Он все хочет узнать, потрогать,
увидеть, услышать. Уровень развития речи ребенка зависит от воспитания. Главным
средством развития речи ребенка 2-3 лет, как и более младшего возраста,
является общение его со взрослыми и речь взрослых. Развивая речь, нужно
заботиться не сколько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов,
сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были подкреплены живыми
образами , конкретным содержанием. А для этого надо не только говорить с
ребенком о том или другом, но и знакомить его с реальным миром вещей, явлений,
событий. Надо, чтобы он то, о чем с ним говорят, видел своими глазами, слышать
своими ушами и по возможности при этом действовал своими руками. Надо расширять
его личный опыт, наглядно обогащать его знания, обогащать его восприятие
внешнего мира через органы чувств (зрение, слух, осязание и др.) и через
различные действия с предметами и вещами. В этот период малыша особенно
интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос:
«Что это»? Пользуйтесь этим благоприятным моментом, больше общайтесь с
ребенком, таким образом накапливается его пассивный словарь.
В норме к концу
третьего года ребенок употребляет распространенные предложения и пользуется
основными частями речи (существительные, глаголы, прилагательные)хотя согласует
их не всегда грамматически правильно. Малыш уже настолько владеет речью, что
может понятно для окружающих объяснить, что ему нужно, рассказать о том, что
видел или слышал.
С ребенком 2-3
лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас не находится в после его зрения,
что он видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое время тому назад. Это
развивает не только его речь, но и тренирует память, учит вслушиваться в чужую
речь и понимать ее без наглядного сопровождения.
Чаще
рассматривайте вместе с ребенком различные картинки с понятным ему сюжетом,
обсуждайте их, придумывайте небольшие рассказы. При этом взрослый должен давать
ребенку образец правильной речи.
Рекомендации:
С большим
удовольствием дети слушают рассказы о других детях, об известных им животных.
Рассказ должен быть кратким, простым. Не нужно перегружать его лишними
описаниями и рассуждениями.
Взрослые знают,
как любят малыши стихи. Их радует ритм стиха, они обогащают детские
переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и
родному языку.
Малышам нужно
читать короткие стихи, несложные ритмически, с понятными ребенку образами. Это
в первую очередь русские народные стихи , песни, прибаутки. Не обязательно
специально разучивать с детьми стихотворения, они сами их без труда запоминают,
если стихи время от времени повторять.
Рассматривая
картинки в книжках, журналах, называйте и объясняйте ребенку все, что он видит
перед собой. Повторяйте нужное слово несколько раз, попросите показать тот
предмет, который вы назвали, а затем попросите его самого назвать слово.
Обязательно хвалите малыша и отмечайте его успехи.
Ваши малыш,
конечно, уже знает основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый). Чаще
обращайте его внимание в повседневной жизни на цвета предметов, задавайте
наводящие вопросы: «Какого цвета у тебя кофточка? А сапожки?» Когда ребенок
рисует, обязательно подчеркивайте, краской или карандашом какого цвета он
рисует.
На третьем году
жизни дети начинают все более активно использовать в своей речи глаголы для
образования свой действий и действий окружающих людей. Помогайте ему в этом –
называйте все, что делаете сами, и комментируйте то, что делает малыш.
Постепенно
вводите речь ребенка прилагательные. Старайтесь, чтобы в вашей речи их было как
можно больше, тогда они будут появляться в речи малыша. Так же полезно для
разрешения словаря ребенка подбирать слова с противоположным значением.
|