Сайт Прибыловой Надежды Юрьевны


Сайт МБДОУ №177
Категории раздела
Мои файлы [3]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 19
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Мои файлы

«Упрямство и капризы».
14.11.2013, 16:55

«Упрямство и капризы».

 

Упрямство и капризы у детей нередкое явление. Упрямство проявляется у детей в резкой форме в 2,5— 3 года, в дальнейшем поведение норма­лизуется,  иногда наблюдается «вто­рая волна» упрямства в возрасте  около 5 лет. Капризность же обычно развивается с 4 лет и во многом определяет поведение ребенка даже в старшем дошкольном воз­расте.

И упрямство, и капризы — две стороны одного и того же нарушения — проявление трудностей социализации: у детей более сильных это выражается в упрямстве, у слабых детей — в капризах. Эти особенности возрастные, они проявляются практически у каждого ребенка, а взрослым необходимо понять это, научиться различать.

        Причиной появления капризов и упрямства являются не только осо­бенности самого ребенка — его характер, тип нервной системы, привычки и т. д., но и особенности поведения взрослых членов семьи (в первую очередь родителей).

 

Вот характерные особенности поведения ребенка при упрямстве и капризах:

 

ХАРАКТЕРНЫЕ  ПОКАЗАТЕЛИ

 

УПРЯМСТВО

 

КАПРИЗНОСТЬ

 

 

 

 

 

Причины поведения

Прежде всего  - отражение неправильного поведения взрослых

 

·  Результат завышенных требований родителей.

·  Биологические особенности функционирования нервной системы: родовые травмы, асфиксии новорожденных, тяжёлые инфекции, перенесённые матерью или ребёнком.

·  Малая эмоциональная близость родителей и ребенка.

·  Нежелание учитывать индивидуальные особенности ребенка.

·        Следствие чрезмерной уступчивости близких.

·        Излишняя опека взрослых

 

Внешние признаки   (черты).

Активный ребенок, не желающий подчиняться огромному количеству требований и ограничений.

Ребенок безынициативен, не умеет прилагать ни к чему усилий. Эти дети более зависимы от взрослых и нуждаются в теплом эмоциональном контакте с родителями.

 

 

Главное в поведении.

·    Упрямство проявляется только в ответ на поведение или требования родителей.

·    Ребенок не уступает взрослому, пытается настоять на своем, отстаивает свое мнение, желание, цель.

·    Начинает ныть и плакать по любому поводу.

·    Отказываясь от всего, практически никогда не предлагает своего варианта, ни с чем не соглашается.

Излюбленное выражение.

« Я хочу!»

« Я не хочу!»

 

 

 

Усугубляют поведение.

·    Настойчивые строгие приказы.

·    Раздраженный голос, крик.

·    Угрозы.

Все это ведет к невротической форме упрямства: расстройству сна, речи, отсутствию аппетита, двигательным нарушениям (тики), проявлению различных страхов.

·     Взрослый идет на поводу у ребенка, уступает его желаниям.

·     Взрослый старается все сделать за ребенка и предлагает ему все в готовом виде.

 

 

 

 

 

Как справиться с данным проявлением.

·    Изменить свое отношение к ребенку, отказаться от привычной «авторитарной» позиции.

·    Попробовать договориться с ребенком, иногда пойти на компромисс, но не свысока, а как бы «на равных» с ребенком.

·    Относиться к ребенку как к человеку, имеющему определенные права, собственное мнение, которое заслуживает уважения.

·    Всемерно поощрять самостоятельность и активность ребенка.

·    Позиция родителей должна стать более твердой (нельзя – это нельзя, а надо – это надо).

·    Заинтересовывать ребенка совместной деятельностью.

·    Преодолевать привычку все делать за ребенка. Чем содержательнее жизнь ребенка и чем больше он делает сам, тем меньше времени и сил остается на капризы.

Главное – признать, что ребенок вырос, он многое умеет делать сам. Можно доверить ему какое-нибудь «взрослое» дело (например, помыть посуду), но быть рядом.

Можно заранее предупредить возможное упрямство: проиграть ситуацию до того, как она началась: пусть ребенок «превратится» в непослушного мышонка, и все, что вы ему говорите, будет делать наоборот. Например, вы предлагаете ему похлопать в ладоши, а он говорит: «Нет, не буду», а когда вы просите не хлопать, он хлопает. Можно поменяться ролями; взрослый играет непослушного мышонка, таким образом, ребенок учится видеть себя со стороны. По окончании такой игры важно обязательно «превратиться» снова в послушного мальчика (девочку).

Очень часто вспышки капризов происходят в магазине: ребенок просит купить ему что-то, а когда просьба не выполняется, плачет, кричит, топает ногами. В этом случае нужно:

·        Заранее обсуждать правила поведения в магазине;

·        Ребенок – активный участник процесса. Предложите ему самому выбрать из двух предложенных вами вариантов, например, сыр или колбасу. Таким образом, вроде бы выбирает ребенок, но в то же время вы заранее ограничиваете его выбор тем, что предлагаете сами.

·        Пусть ребенок поможет вам сложить покупки в пакет, он в состоянии и сам понести что-нибудь легкое.

·        Учите ребенка обращаться с деньгами – пусть он сам что-нибудь купит из вашего списка.

·        Дети любят смотреть рекламу. Это тоже может принести пользу: обсуждайте с ребенком, поиграйте в магазине в игру кто быстрее найдет тот или иной рекламируемый товар.

·        Обязательно похвалите ребенка, если в магазине он вел себя хорошо: «Какой ты у меня взрослый настоящий помощник!».

·        Любой родитель знает своего ребенка лучше всех: внимательнее относитесь к нему! Может быть, он начал капризничать в магазине только оттого, что устал, ему жарко или он проголодался.

         В целом же для искоренения и упрям­ства и капризов необходимо осознанное изменение поведения взрослых, так как корни этих качеств лежат не в ребенке, а в родителях. Искать же источник упрям­ства и капризов только в ребенке беспо­лезно.

Категория: Мои файлы | Добавил: Nadya
Просмотров: 409 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Среда, 27.11.2024, 07:49
Приветствую Вас Гость
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz