«Упрямство и капризы».
Упрямство и капризы
у детей нередкое явление. Упрямство проявляется
у детей в резкой форме в 2,5— 3 года, в дальнейшем поведение нормализуется, иногда наблюдается «вторая волна» упрямства
в возрасте около 5 лет. Капризность же обычно развивается с 4
лет и во многом определяет поведение ребенка даже в старшем дошкольном возрасте.
И упрямство, и капризы — две стороны одного и того же нарушения —
проявление трудностей социализации: у детей более сильных это выражается в
упрямстве, у слабых детей — в капризах. Эти особенности возрастные, они
проявляются практически у каждого ребенка, а взрослым необходимо понять это,
научиться различать.
Причиной появления
капризов и упрямства являются не только особенности самого ребенка — его
характер, тип нервной системы, привычки и т. д., но и особенности поведения
взрослых членов семьи (в первую очередь родителей).
Вот характерные особенности поведения ребенка при упрямстве и капризах:
ХАРАКТЕРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
|
УПРЯМСТВО
|
КАПРИЗНОСТЬ
|
Причины поведения
|
Прежде всего - отражение неправильного поведения
взрослых
|
· Результат завышенных требований родителей.
· Биологические особенности функционирования нервной
системы: родовые травмы, асфиксии новорожденных, тяжёлые инфекции,
перенесённые матерью или ребёнком.
· Малая эмоциональная близость родителей и ребенка.
· Нежелание учитывать индивидуальные особенности
ребенка.
|
·
Следствие
чрезмерной уступчивости близких.
·
Излишняя опека
взрослых
|
Внешние признаки (черты).
|
Активный ребенок, не
желающий подчиняться огромному количеству требований и ограничений.
|
Ребенок
безынициативен, не умеет прилагать ни к чему усилий. Эти дети более зависимы
от взрослых и нуждаются в теплом эмоциональном контакте с родителями.
|
Главное в поведении.
|
· Упрямство проявляется только в ответ на поведение
или требования родителей.
· Ребенок не уступает взрослому, пытается настоять на
своем, отстаивает свое мнение, желание, цель.
|
· Начинает ныть и плакать по любому поводу.
· Отказываясь от всего, практически никогда не
предлагает своего варианта, ни с чем не соглашается.
|
Излюбленное
выражение.
|
« Я хочу!»
|
«
Я не хочу!»
|
Усугубляют поведение.
|
· Настойчивые строгие приказы.
· Раздраженный голос, крик.
· Угрозы.
Все это ведет к
невротической форме упрямства: расстройству сна, речи, отсутствию аппетита,
двигательным нарушениям (тики), проявлению различных страхов.
|
· Взрослый идет на поводу у ребенка, уступает его
желаниям.
· Взрослый старается все сделать за ребенка и предлагает
ему все в готовом виде.
|
Как справиться с данным
проявлением.
|
· Изменить свое отношение к ребенку, отказаться от
привычной «авторитарной» позиции.
· Попробовать договориться с ребенком, иногда пойти на
компромисс, но не свысока, а как бы «на равных» с ребенком.
· Относиться к ребенку как к человеку, имеющему
определенные права, собственное мнение, которое заслуживает уважения.
|
· Всемерно поощрять самостоятельность и активность
ребенка.
· Позиция родителей должна стать более твердой (нельзя
– это нельзя, а надо – это надо).
· Заинтересовывать ребенка совместной деятельностью.
· Преодолевать привычку все делать за ребенка. Чем
содержательнее жизнь ребенка и чем больше он делает сам, тем меньше времени и
сил остается на капризы.
|
Главное – признать, что ребенок вырос, он многое умеет делать сам.
Можно доверить ему какое-нибудь «взрослое» дело (например, помыть посуду), но
быть рядом.
Можно заранее предупредить возможное упрямство: проиграть ситуацию до
того, как она началась: пусть ребенок «превратится» в непослушного мышонка, и
все, что вы ему говорите, будет делать наоборот. Например, вы предлагаете ему
похлопать в ладоши, а он говорит: «Нет, не буду», а когда вы просите не
хлопать, он хлопает. Можно поменяться ролями; взрослый играет непослушного
мышонка, таким образом, ребенок учится видеть себя со стороны. По окончании
такой игры важно обязательно «превратиться» снова в послушного мальчика
(девочку).
Очень часто вспышки капризов происходят в магазине: ребенок просит
купить ему что-то, а когда просьба не выполняется, плачет, кричит, топает
ногами. В этом случае нужно:
·
Заранее обсуждать
правила поведения в магазине;
·
Ребенок –
активный участник процесса. Предложите ему самому выбрать из двух
предложенных вами вариантов, например, сыр или колбасу. Таким образом, вроде
бы выбирает ребенок, но в то же время вы заранее ограничиваете его выбор тем,
что предлагаете сами.
·
Пусть ребенок
поможет вам сложить покупки в пакет, он в состоянии и сам понести что-нибудь
легкое.
·
Учите ребенка
обращаться с деньгами – пусть он сам что-нибудь купит из вашего списка.
·
Дети любят
смотреть рекламу. Это тоже может принести пользу: обсуждайте с ребенком,
поиграйте в магазине в игру кто быстрее найдет тот или иной рекламируемый
товар.
·
Обязательно
похвалите ребенка, если в магазине он вел себя хорошо: «Какой ты у меня
взрослый настоящий помощник!».
·
Любой родитель
знает своего ребенка лучше всех: внимательнее относитесь к нему! Может быть, он
начал капризничать в магазине только оттого, что устал, ему жарко или он
проголодался.
В целом же для искоренения и упрямства
и капризов необходимо осознанное изменение поведения взрослых, так как корни
этих качеств лежат не в ребенке, а в родителях. Искать же источник упрямства и
капризов только в ребенке бесполезно.
|