«Упрямство и капризы». Упрямство и капризы у детей нередкое явление. Упрямство проявляется у детей в резкой форме в 2,5— 3 года, в дальнейшем поведение нормализуется, иногда наблюдается «вторая волна» упрямства в возрасте около 5 лет. Капризность же обычно развивается с 4 лет и во многом определяет поведение ребенка даже в старшем дошкольном возрасте. И упрямство, и капризы — две стороны одного и того же нарушения — проявление трудностей социализации: у детей более сильных это выражается в упрямстве, у слабых детей — в капризах. Эти особенности возрастные, они проявляются практически у каждого ребенка, а взрослым необходимо понять это, научиться различать. Причиной появления капризов и упрямства являются не только особенности самого ребенка — его характер, тип нервной системы, привычки и т. д., но и особенности поведения взрослых членов семьи (в первую очередь родителей). Вот характерные особенности поведения ребенка при упрямстве и капризах: ХАРАКТЕРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ | УПРЯМСТВО | КАПРИЗНОСТЬ | Причины поведения | Прежде всего - отражение неправильного поведения взрослых | · Результат завышенных требований родителей. · Биологические особенности функционирования нервной системы: родовые травмы, асфиксии новорожденных, тяжёлые инфекции, перенесённые матерью или ребёнком. · Малая эмоциональная близость родителей и ребенка. · Нежелание учитывать индивидуальные особенности ребенка. | · Следствие чрезмерной уступчивости близких. · Излишняя опека взрослых | Внешние признаки (черты). | Активный ребенок, не желающий подчиняться огромному количеству требований и ограничений. | Ребенок безынициативен, не умеет прилагать ни к чему усилий. Эти дети более зависимы от взрослых и нуждаются в теплом эмоциональном контакте с родителями. | Главное в поведении. | · Упрямство проявляется только в ответ на поведение или требования родителей. · Ребенок не уступает взрослому, пытается настоять на своем, отстаивает свое мнение, желание, цель. | · Начинает ныть и плакать по любому поводу. · Отказываясь от всего, практически никогда не предлагает своего варианта, ни с чем не соглашается. | Излюбленное выражение. | « Я хочу!» | « Я не хочу!» | Усугубляют поведение. | · Настойчивые строгие приказы. · Раздраженный голос, крик. · Угрозы. Все это ведет к невротической форме упрямства: расстройству сна, речи, отсутствию аппетита, двигательным нарушениям (тики), проявлению различных страхов. | · Взрослый идет на поводу у ребенка, уступает его желаниям. · Взрослый старается все сделать за ребенка и предлагает ему все в готовом виде. | Как справиться с данным проявлением. | · Изменить свое отношение к ребенку, отказаться от привычной «авторитарной» позиции. · Попробовать договориться с ребенком, иногда пойти на компромисс, но не свысока, а как бы «на равных» с ребенком. · Относиться к ребенку как к человеку, имеющему определенные права, собственное мнение, которое заслуживает уважения. | · Всемерно поощрять самостоятельность и активность ребенка. · Позиция родителей должна стать более твердой (нельзя – это нельзя, а надо – это надо). · Заинтересовывать ребенка совместной деятельностью. · Преодолевать привычку все делать за ребенка. Чем содержательнее жизнь ребенка и чем больше он делает сам, тем меньше времени и сил остается на капризы. |
Главное – признать, что ребенок вырос, он многое умеет делать сам. Можно доверить ему какое-нибудь «взрослое» дело (например, помыть посуду), но быть рядом. Можно заранее предупредить возможное упрямство: проиграть ситуацию до того, как она началась: пусть ребенок «превратится» в непослушного мышонка, и все, что вы ему говорите, будет делать наоборот. Например, вы предлагаете ему похлопать в ладоши, а он говорит: «Нет, не буду», а когда вы просите не хлопать, он хлопает. Можно поменяться ролями; взрослый играет непослушного мышонка, таким образом, ребенок учится видеть себя со стороны. По окончании такой игры важно обязательно «превратиться» снова в послушного мальчика (девочку). Очень часто вспышки капризов происходят в магазине: ребенок просит купить ему что-то, а когда просьба не выполняется, плачет, кричит, топает ногами. В этом случае нужно: · Заранее обсуждать правила поведения в магазине; · Ребенок – активный участник процесса. Предложите ему самому выбрать из двух предложенных вами вариантов, например, сыр или колбасу. Таким образом, вроде бы выбирает ребенок, но в то же время вы заранее ограничиваете его выбор тем, что предлагаете сами. · Пусть ребенок поможет вам сложить покупки в пакет, он в состоянии и сам понести что-нибудь легкое. · Учите ребенка обращаться с деньгами – пусть он сам что-нибудь купит из вашего списка. · Дети любят смотреть рекламу. Это тоже может принести пользу: обсуждайте с ребенком, поиграйте в магазине в игру кто быстрее найдет тот или иной рекламируемый товар. · Обязательно похвалите ребенка, если в магазине он вел себя хорошо: «Какой ты у меня взрослый настоящий помощник!». · Любой родитель знает своего ребенка лучше всех: внимательнее относитесь к нему! Может быть, он начал капризничать в магазине только оттого, что устал, ему жарко или он проголодался. В целом же для искоренения и упрямства и капризов необходимо осознанное изменение поведения взрослых, так как корни этих качеств лежат не в ребенке, а в родителях. Искать же источник упрямства и капризов только в ребенке бесполезно.
|